Андрей СТЕПАНОВ СКАЗКИ НЕ ПРО ЛЮДЕЙ Очень редко встречаются книги в равной степени весёлые и умные. «Сказки не про людей» – это калейдоскоп улыбок: мягких, скептических, иронических, саркастических – любых. Книга написана о том, что такое человек, но при этом её герои – животные: от попугая Екатерины II до современной русско-американской гориллы. Кроме того, имеются влюблённые шайтаны, интеллигентные микробы, разумные шахматы, учёные муравьи и многое другое. Действие происходит в разных местах: от некоторых скрытых частей человеческого тела до открытого космоса, от Зимнего дворца до реки Леты. Редкий жанровый коктейль – анекдот, притча, басня, новелла и волшебная сказка – замешан на языковой игре. После употребления будет очень смешно и чуть-чуть грустно. Рекомендуется детям от семи до семидесяти лет. Осторожнее: при повторном чтении можно впасть в задумчивость! | |
Ксения ТИХОМИРОВА Граница горных вил Издатель Игорь Белый так описывает в своём интернет-блоге встречу с книгой К.Тихомировой: "Вся эта история началась прошлым летом. Одна моя знакомая принесла мне книжку на почитать. Строго объяснила, чтобы я всё же мельком посмотрел – да, сам бы я такого в твердом уме-памяти, действительно, не купил бы. Бог с ней. Я уселся у открытого окна с чашкой чая и раскрыл книгу. В себя я пришёл к утру, когда надо было уже собираться на работу. И чтобы вынуть себя из мира этой книги, мне понадобилось значительное усилие. Дальше прошли два дня, в которые я читал её в метро, в маршрутке и на ходу. Она оказалась из тех редких книг, которые невозможно закрыть – отчего-то кажется, что как только ты закрываешь такую книгу, всё в том мире замирает и ждёт, когда ты снова вернёшься и запустишь время. Хорошие герои при этом маются в неприятных ситуациях, злодеи же довольно чешут толстое пузо. Как такое можно допустить своим бездействием? И когда я её дочитал до конца, я отправился на поиски автора, чтобы узнать, что там было дальше. По пути я понял, что должен эту книгу издать. Это мирообразующая вещь. То есть я совершенно серьёзно уверен, что пока в моём мире существуют и читаются такие книги – с ним всё будет хорошо. Земля будет крутиться вокруг солнца, а все люди будут адекватны и счастливы. Равно и обратное – пока здесь кто-то читает эту книгу, там – тоже всё живёт и благоденствует. А для меня это тоже важно... По сути – это история счастливой любви и взросления детей. Начинается всё с того, что некий московский аспирант-математик получает на детской олимпиаде листок с решением одной из конкурсных задач. Он его начинает лениво проверять и вдруг обнаруживает, что принципы решения предполагают нарушения основных физических законов. Но это не ошибка, а они действительно так нарушаются. Пытаясь понять, кто мог такое придумать, главный герой добирается до волшебной закрытой страны где-то на Балканах, где пространство и время организованы именно так, как имеет в виду автор листка с задачей. Там-то всё и начинается. Герой понимает, что здесь его дом, друзья и семья. Но это не эскапизм ни разу, фраевского типа, а скорее принятие на себя огромной ответственности – она ощутимо проникает сквозь страницы книги. И тем, у кого хорошо развито чувство долга, лучше читать с осторожностью – потому что захлёстывает, проверено. Тех, кого любишь, надо защищать – и это, пожалуй, главный закон этой волшебной страны" (http://bujhm. iivejournal.com/459493.htm!). • Автор иллюстраций и обложки – Юлия МЕНЬШИКОВА. Заказать книгу можно на сайте издательства http:// membook.ru/index.htm?books/ggv/info.htm• Автор книги Ксения ТИХОМИРОВА – школьный учитель литературы. | |
Кэндзиро ХАЙТАНИ Взгляд кролика Вместо предисловия Однажды, когда мне было лет пять, я сел смотреть по телевизору фильм «Овод». Что такое "овод", я не знал, и поэтому спросил у своего старшего и очень умного восьмилетнего брата, "Это такая муха", – ответил тот понятно. Фильм я честно посмотрел до конца, но он мне не понравился. Я ждал муху, а мухи мне так и не показали. Только через много лет я узнал, что "Овод" – это была такая кличка одного итальянского революционера. Так вот, не надо ждать от фильма или книги того, чего в них нет. Например, в книге Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика» (М.: Самокат, 2010, перевод с японского Е.Байбиковой) никакого кролика не будет – предупреждаю сразу. А будут как раз мухи. В большом количестве. И самые разные. С такими названиями, что и не выговоришь, – саркофагиды, каллифориды, дрозофилы. А ещё будет молодая учительница Фуми Котани и мальчик Тэцудзо. Не удивляйтесь таким именам – ведь дело происходит в Японии. Учительница только что закончила университет и ещё совсем не умеет преподавать и общаться с детьми. А мальчик, её ученик, не хочет с ней разговаривать, кусается и дерётся. Можете не верить, но именно мухи "подскажут" учительнице, как можно подружиться с этим мальчиком. Это будет, как сказали бы взрослые, её большой педагогический успех. Но, чтобы прийти к нему, ей придётся многое узнать и пережить. Например, решиться принять в класс девочку-инвалида. Или, как сейчас говорят, ребёнка с ограниченными возможностями. Кажется, что она совсем ничего не понимает, только смеётся, бегает по классу, мешает всем учиться. Родители многих детей возмущены таким соседством, администрация хочет перевести девочку в спецшколу. Но Котани убеждена: эта девочка способна изменить жизнь и детей, и взрослых. И оказывается права, хотя отстоять свою правоту ей очень и очень непросто. Ей помогают некоторые учителя школы. А некоторые – мешают. Дело доходит даже до... драки в учительской – стенка на стенку! А ещё Котани приходится превратиться в старьёвщика и собирать по городу старые газеты и бутылки. А ещё вступить в борьбу с муниципалитетом за права рабочих мусоросжигательного завода, дети которых учатся в школе. А ещё... Увидеть мир так, как ты его ещё никогда не видел... Кто может устоять?В общем, книжку эту надо немедленно читать. И не только детям, но и взрослым. Потому что она говорит об очень важных и серьёзных вещах. О том, как остаться самим собой. Как быть терпеливым. Как сопротивляться. Как не превратиться в предателя. Как уметь чувствовать и понимать других, непохожих на тебя людей. Как жить. Кстати, её уже больше тридцати лет запоем читают японские девчонки и мальчишки вместе с мамами, папами, бабушками и дедушками. И конечно же, её читают японские учителя. И учителя и дети многих стран. Теперь эта книжка добралась до России. "А при чём же тут всё-таки кролик?" – может спросить какой-нибудь внимательный пятилетний мальчишка. Всё просто. На Востоке есть такая пословица: "Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами". Сергей ВОЛКОВ |